Описание
Исторически узкоформатные системы являются плодами
компромисса, и это касается не только размера пленочного кадра (а сейчас и
матрицы цифровой камеры), но и подхода к реализации таких функций, как наклоны
и сдвиги. Возможность управлять поведением плоскости фокусировки должна быть
заложена на уровне объектива или, по крайней мере, адаптера для установки
оптики другой фотографической системы. Идея использовать адаптер лежит на
поверхности — в самом деле, если можно установить "чужой" объектив
через переходник, то почему бы не добавить немного сравнительно легко
реализуемой механики и получить желаемое? Основная проблема связана с тем, что
значительные наклон и сдвиг с сохранением фокусировки на бесконечности
достижимы только в том случае, если рабочий отрезок устанавливаемого объектива
и даваемый круг изображения значительно превышают таковые у используемой
системы. В результате можно получить нормальный или телеобъектив, но не
широкоугольный, что переводит такую конструкцию в разряд узкоспециализированных
решений: малая пригодность для архитектурной съемки вследствие больших фокусных
расстояний, невысокая оперативность из-за необходимости вручную закрывать
диафрагму, сложность выставления правильных экспопараметров — при
подвижках камерная автоматика выдает неточные показания, соответственно
необходим либо подбор, либо внешний экспонометр.
Если подвижки необходимы именно для целей архитектурной
съемки, то наиболее целесообразным является использование широкоугольной
оптики, в конструкцию которой изначально были заложены соответствующие
возможности. Из всех подобных объективов для узкоформатных систем, выпускаемых
в настоящее время, Canon TS-E 24 f/3.5L является самым широкоугольным — даже
в случае использования камер с матрицей размером 22x16 мм угол зрения
соответствует объективу с фокусным расстоянием 38 мм.
Официальные данные
Технические характеристики:
- Конструкция: 11 элементов в 9 группах, включая
переднюю асферическую линзу
- Угол обзора (для полного 35-мм кадра, без учета
кроп-фактора): 84 градуса
- Круг изображения: 102 градуса, 58,6 мм
- Минимальная диафрагма: 22
- Минимальное расстояние фокусировки: 0,3 м
- Максимальное увеличение: 0,14 x (примерно 1:7)
- Наклон: ± 6 градусов (основная зона), ± 8 градусов
(красная зона)
- Сдвиг: ± 7 мм (основная зона), ± 11 мм (красная
зона)
- Поворот: ± 90 градусов
- Диаметр резьбы под светофильтры: 72 мм
- Размеры: 86,8 x 78 мм
- Вес: 570 г
Схема объектива, зеленым цветом отмечена асферическая
линза
Частотно-контрастная характеристика (MTF)
Используются следующие обозначения:
- сплошная кривая — для лучей в сагиттальных плоскостях
(определяется по радиальным линиям миры);
- пунктирная кривая — для лучей в меридиональных
плоскостях (определяется по линиям миры, перпендикулярным радиальным — "концентрическим");
- толстая линия соответствует частоте 10 пар линий на 1 мм;
- тонкая линия — 30 пар линий на 1 мм;
- черный цвет линий — для случая максимально открытой
диафрагмы (у данного объектива f/3,5);
- цветные линии соответствуют диафрагме, прикрытой до f/8.
Данные взяты из руководства пользователя и с официального сайта Canon.
Конструкция
Конструкция объектива позволяет с помощью кремальер изменять
угол наклона и величину сдвига, для блокировки подвижек используются стопорные
винты.
Степень отклонения от нормального положения показывается с
помощью индексных отметок на соответствующих шкалах, причем нахождение в
красной зоне означает, что на части кадра можно получить виньетирование — в этом случае
рекомендуется снимать на небольших дафрагмах (в случае камер с матрицей
уменьшенного размера эту рекомендацию можно игнорировать, виньетирование есть,
но величина его относительно невелика).
При заводской настройке сдвиг и наклон осуществляются в
перпендикулярных направлениях, в сервисном центре Canon объектив могут
перенастроить таким образом, чтобы подвижки осуществлялись в одном направлении.
Впрочем, эту процедуру можно выполнить и в домашних условиях, для чего
достаточно отвинтить четыре винта, соединяющих между собой верхний блок и часть
с механизмом сдвига, после чего развернуть составляющие объектива друг относительно
друга. Но следует иметь в виду, что поворот в неправильном направлении может
оборвать шлейф, идущий к контактной группе байонета. Помимо сдвига и наклона,
возможно вращение объектива вокруг оси, проходящей через центр байонета, с
шагом 30 градусов.
При фокусировке перемещается на незначительное расстояние передняя
группа линз, ход кольца составляет примерно 170 градусов. Вращение весьма
плавное, что позволяет наводиться с высокой точностью при таком не слишком
большом — для объектива без автофокуса, разумеется, — ходе
кольца.
Вопреки распространенному мнению о том, что у объективов Canon добавка в виде буквы "L" означает повышенную защищенность от условий внешней среды,
в инструкции особо оговаривается необходимость беречь от пыли и влаги.
Минимально необходимая защита от попадания мелких частиц внутрь конструкции при
подвижках обеспечивается материалом с ворсистой поверхностью, наклеенным с
одной стороны на направляющие.
Качество изображения
При съемке таким объективом на результирующее качество
изображения помимо прочих факторов влияет величина сдвигов и наклонов. Поэтому
тестирование проводилось при «нормальном» положении, без подвижек, путем съемки
натурных объектов. Камера Canon 350D была установлена на штативе, управление
во избежание излишних сотрясений и сдвигов при изменении съемочных параметров
осуществлялось с компьютера. Чувствительность была установлена в 100 ISO, съемка производилась в формате RAW с последующей конвертацией в Adobe Lightroom (можно
считать, что фактически был использован Adobe Camera Raw — именно его ядро встроено в этот конвертер) с
параметрами по умолчанию. Для всех кадров с целью приведения к единому виду был
задан один и тот же баланс белого, так как при автоматических настройках
наблюдался небольшой разброс в параметрах.
Красными квадратами показаны области, приводимые ниже в
масштабе 100 %.
Щелкнув мышью по фотографии, можно загрузить полноразмерное
изображение(1,4 МБ) в формате JPEG, сохраненное в Adobe Photoshop с качеством
"10".
Центральная часть кадра |
Краевая часть кадра |
Диафрагма |
|
|
f/3,5 |
|
|
f/4,0 |
|
|
f/5,6 |
|
|
f/8,0 |
|
|
f/11 |
|
|
f/16 |
Использование подвижек
Самое очевидное применение такому объективу — съемка
архитектуры, ведь на "правильной" фотографии вертикальные линии зданий должны
быть именно вертикальными, а не сходящимися в какой-либо точке. Использование
сдвига позволяет устранить подобные перспективные искажения, возникающие при
съемке с нижнего или, наоборот, верхнего ракурса. Но тем интереснее сравнить
результат с возможностями, даваемыми современными графическими редакторами — ведь
при желании в них можно исправить снимок с помощью достаточно простых приемов,
а то и вовсе специализированных фильтров.
Итак, что нужно сделать, чтобы скорректировать изображение
средствами объектива? Для этого достаточно установить камеру строго
горизонтально (в чем могут помочь уровни на штативе или устанавливаемые в
гнездо вспышки), после чего сдвигом вверх или вниз получить нужное изображение.
При невозможности проконтролировать положение камеры, например, при съемке с
рук, можно ориентироваться по вертикалям фотографируемых объектов — здесь
окажется весьма полезной возможность установки фокусировочного экрана с сеткой
в некоторых моделях камер. После съемки получим изображение с исправленными
перспективными искажениями:
Коррекция перспективных искажений средствами объектива
В Adobe Photoshop CS2 и более новых версиях коррекцию снимка
можно выполнить с помощью штатного фильтра Lens Correction. Основное требование
заключается в том, чтобы у фотографии был запас площади сверху или снизу (в
зависимости от местонахождения точки схождения вертикальных линий).
Фильтр Lens Correction
Очевидно, что чем больше степень коррекции, тем больше
теряется информации и падает качество результата. Но это только одна сторона
проблемы, другая связана с тем, что результат нужно мысленно представить еще на
стадии съемки, до получения изображения, и внести соответствующие поправки. При
этом так легко ошибиться, оставив недостаточный запас "на отрез" — следуя
естественному желанию не ухудшать качество сверх необходимого.
Но архитектурной съемкой возможное применение сдвига не
исчерпывается. Отсняв несколько снимков — со сдвигом в крайние
положения и центральный, — можно получить заготовки для панорамной фотографии.
Причем для склеивания таких изображений не понадобятся специализированные
программы, эту работу с минимальными усилиями можно выполнить в любом
графическом редакторе с поддержкой слоев.
Исходные изображения, используемые при создании
панорамной фотографии
Для большей наглядности параметры наложения слоев были
изменены таким образом, чтобы были видны пересекающиеся части кадров. Чтобы нивелировать
неравномерность яркости снимков, вызванную виньетированием и подвижками, следует
задать соответствующие маски слоев:
Наложенные изображения с масками слоев
После объединения слоев получаем конечный
результат — панорамную фотографию.
Фотография после объединения снимков-слоев в графическом
редакторе
В этом примере были использованы снимки, выполненные при
горизонтальном положении камеры и сдвиге вдоль длинной стороны кадра,
соответственно панорамное изображение получилось иных пропорций, чем исходные
2:3. Очевидно, подвижку можно производить и вдоль узкой стороны — при
этом результат объединения будет практически традиционных пропорций, но намного
более детализированным и соответствующим по углу обзора более широкоугольному
объективу. Так, в случае съемки фотоаппаратом с размером сенсора 22x16 мм
получится виртуальный объектив с фокусным расстоянием 24 мм (следует
учитывать, что на таких камерах Canon TS-E 24 f/3.5L в штатном режиме по
углу зрения соответствует объективу с фокусным расстоянием 38 мм).
К сожалению, бесплатный сыр не достается даже мышам. Использование
сдвига при панорамной съемке приводит к тому, что смещается и нодальная точка,
соответственно явление параллакса оказывает слишком большое влияние, чтобы его
можно было игнорировать.
Изменение местоположения нодальной точки при сдвиге
Чем ближе расположены объекты, в роли которых могут
выступать трава, деревья, ограды и так далее, тем сильнее их относительное
смещение на разных кадрах. Проблему параллакса можно решить с помощью штатива с
панорамной головкой, позволяющей смещать камеру в направлении, противоположном
направлению сдвига. Единственное, что потребуется — откалибровать
величину подобного смещения в зависимости от степени подвижки объектива.
Подобный контроль практически невозможен при съемке с рук, но отчасти исправить
положение можно с помощью подручных средств наподобие отвеса, закрепленного на
объективе в нодальной точке.
Одним сдвигом возможности объектива не исчерпываются — управляя
наклоном, можно изменять положение плоскости фокусировки относительно матрицы. При
этом подобное изменение может использоваться как для визуального расширения
глубины резко изображаемого пространства, так и для его "сужения". Эта
возможность интересна как с точки зрения предоставляемых возможностей по
контролю за снимаемой сценой, так и в качестве дополнительного художественного
средства.
Снимок, выполненный без наклона
Та же самая сцена, но задействован наклон таким образом,
чтобы резкими были нижний дальний план и ближний верхний
С помощью наклона можно обеспечить более сильное размытие
фона при сохранении резкости переднего плана, получив тем самым имитацию съемки
длиннофокусным объективом — при сохранении угла зрения и
масштабно-перспективных искажений широкоугольного объектива.
Фотосъемка архитектуры с наклоном дает интересный эффект,
особенно при верхнем ракурсе — объекты
выглядят миниатюрными, "игрушечными".
Обусловлено такое восприятие, вероятно, тем, что сходным
образом выглядят объекты при рассматривании с очень небольшого расстояния — а
следовательно, как подсказывает опыт, и размер их тоже должен быть очень
невелик. И даже если знать, каков реальных масштаб зданий, воспринимать их в
действительных пропорциях достаточно сложно. При приближении к объекту съемок,
с увеличением масштаба, эффект становится не столь выраженным, но тем не менее
остается достаточно заметным. Есть ряд достаточно известных фотографов, работающих
в такой манере, но зачастую они используют карданные камеры, изначально имеющие
подвижки. Объектив же с наклоном — это способ достичь аналогичного
результата малой кровью.
Макросъемка
Макросъемка и close-up фотография — также
достаточно интересные сферы применения объектива с подвижками, в том числе и за
счет большей гибкости по управлению глубиной резко изображаемого пространства,
которого зачастую так не хватает. К сожалению, сам по себе объектив позволяет
снимать лишь с масштабом примерно 1:7 при минимальной дистанции фокусировки
30 см. При этом объектив демонстрирует достаточно характерный и
своеобразный рисунок, боке вряд ли можно назвать "классическим".
Фотография, выполненная при достаточно небольшом
расстоянии фокусировки. Синим цветом показаны области, приводимые ниже в
масштабе 50 %
Фотография, выполненная при минимальном расстоянии
фокусировки (наибольший масштаб, даваемый объективом). Синим цветом показаны
области, приводимые ниже в масштабе 50 %
Ситуация меняется, если задействовать при съемке
удлинительное кольцо. Использовать можно все удлинительные кольца Canon EF или совместимые, но на
практике основным рабочим является только EF12 (соответственно
12 мм).
Связано это с тем, что даже с кольцом EF12
дистанция фокусировки слишком мала, в том числе и при выставлении на
бесконечность, снимаемый объект должен быть расположен на очень небольшом
расстоянии от передней линзы объектива.
Макроснимок, выполненный с помощью удлинительного кольца EF12
Небольшое расстояние и достаточно большой диаметр самого
объектива (используются фильтры 72 мм) приводят к тому, что при
определенных положениях относительно источника света часть объекта съемки может
затемняться — более чем желательным является использование
дополнительной вспышки, подсвечивающей сцену. Впрочем, это справедливо по
отношению не только к данному объективу, но и к макросъемке вообще, особенно с
помощью удлинительных колец или мехов.
Наклон дает вполне очевидный эффект, но при слишком больших
углах аберрации становятся ярко выраженными, заметно ухудшая качество
изображения по всему полю кадра. В том случае, если нужны подвижки при
макросъемке, целесообразнее использовать более длиннофокусный объектив,
например, Canon TS-E 90 f/2.8.
Для иллюстрации эффекта расширения глубины резко
изображаемого пространства при предметной съемке c помощью удлинительного кольца EF12 был сфотографирован
часовой механизм.
Использование наклона в макрофотографии
Слева направо показаны три кадра, выполненные при диафрагме
f/5,6 и соответственно
- максимальном наклоне, обеспечивающем наибольшую визуальную
глубину резко изображаемого пространства (на самом деле, конечно же, расширения
не происходит — все дело в степени совпадения плоскости фокусировки с
плоскостью механизма);
- нормальном положении объектива, то есть без наклона;
- максимальном наклоне, обеспечивающем минимальную визуальную
глубину резко изображаемого пространства.
Можно заметить, что пропорции механизма на разных кадрах
чуть отличаются — эффект вызван смещением нодальной точки при наклонах.
Заключение
Возможность сдвига достаточно просто имитируется в
графических редакторах, единственный минус использования программного
обеспечения, а не свойства объектива, заключается в ухудшении качества
изображения, особенно при значительном уровне коррекции. Наклон имитировать уже
труднее, а в некоторых случаях вообще чрезвычайно сложно и достижимо только
путем значительной обработки в графических редакторах. Примером тому может быть
визуальное увеличение глубины резко изображаемого пространства при соответствующем
наклоне — решением может быть разве что использование камеры с
размером сенсора, существенно меньшим, чем формат APC-C (Canon 400D,
30D и так далее). С другой
стороны, не всеми фотографами востребована такая возможность, особенно при
использовании широкоугольного объектива — свидетельством чему может
быть тот факт, что несмотря на большой фотографический опыт, многие вообще не
подозревают о существовании подвижек. Иными словами, Canon TS-E 24 f/3.5L — весьма
узкоспециализированный объектив. Что же остается в конечном итоге? Высокое
качество изображения, отличный конструктив и исключительно ручная фокусировка
для желающих ощутить процесс фотосъемки в доавтофокусную эпоху.
Образцы снимков
Миниатюры являются ссылками на полноразмерные изображения в
формате JPEG.
(4,17 МБ)
(4,21 МБ)
(3,73 МБ)
|